Довольно часто жалобы на неполадки в работе АКПП не приводят к сложному ремонту. Достаточно промыть коробку от продуктов износа и полностью заменить рабочую жидкость. Но так бывает не всегда. Обычно замена масла при обнаружении какой-либо неисправности в работе АКПП уже не помогает, помогает только ремонт. Жидкость в АКПП выполняет несколько важных функций: передача крутящего момента, смазка, охлаждение и промывка.
И даже если нет утечки жидкости, то примерно на 10-15 тысяч километров пробега автомобиля объем уменьшается на 0,1-0,2 литра за счёт испарения, ведь температура рабочей жидкости – 130-140 С°. Низкий уровень жидкости приводит к интенсивному износу АКПП и отказу в работе.
Ничто не продлевает жизнь АКПП лучше, чем своевременная и правильная замена жидкости в ней. Жидкость в АКПП должна быть немедленно заменена, если она стала темной или имеет характерный запах подгорелой жидкости. Для "автомата" используется только специальное "масло" (а правильнее называть – жидкость) ATF (Automatic Transmission Fluid). На вид оно красного цвета и почти не имеет запаха. Другое масло использовать не следует, если это не предписано рекомендациями производителя. Только производитель вашего автомобиля точно знает, что лить в вашу коробку.
Для чего нужна замена масла в АКПП? Несмотря на то, что трансмиссионное масло не подвержено такому интенсивному загрязнению продуктами горения, как моторное, оно все равно в процессе эксплуатации автомобиля загрязняется продуктами трения – фрикционной пылью, алюминиевой пылью, металлической стружкой и т.д. Для очистки масла в любой автоматической трансмиссии существует масляный фильтр (в некоторых моделях трансмиссий даже два). Соответственно грязное масло постепенно забивает масляный фильтр, пропускная способность его уменьшается, прокачка через фильтр требуемого для работы трансмиссии объема масла создает больше нагрузки на масляный насос, при этом масло больше нагревается, смазочные свойства перегретого масло менее стабильны. Бывают такие случаи, что грязное масло настолько забивает фильтр, что он просто рвется (если он бумажный) или машина вообще перестает ехать (если фильтр сделан из металлической сетки). Грязное масло также приводит к ускоренному износу электромеханических деталей АКПП - электромагнитных клапанов и регуляторов давления, а также клапанов гидравлического блока управления. В случае загрязнения масла стальными продуктами трения (металлическим абразивом) это может привести к некорректной работе электронных компонентов трансмиссии – например, датчиков скорости. Металлический сетчатый масляный фильтр недостаточно только промыть, ведь в масле содержатся различные смолы, которые, оседая на сетке фильтра, уменьшают его пропускную способность, поэтому такой фильтр надо менять.
Меняют жидкость через 50-60 тысяч километров, а при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях (сельская или горная местность, частая буксировка) – через 25-30 тысяч км.