Гидротрансформатор – звучит как-то грубо. Вот «конвертор крутящего момента» – это совсем другое дело. Хотя суть одно и то же: устройство, служащее для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Чаще всего используется с АКПП или вариаторами. Раньше этот узел носил название гидромуфта, потому что не изменял крутящий момент и частоту вращения, передаваемые на ведомые валы, а лишь соединял, как муфта (сцепление), двигатель с колесами. Гидротрансформатор называют еще гидродинамическим трансформатором или ГДТ.

гидротрансформаторНазвание «конвертор крутящего момента» произошло от англ. torque converter и означает то, что при разгоне происходит примерно 2-кратное увеличение вращающего момента за счет столь же кратного уменьшения скорости вращения. Чем выше скорость (и меньше ускорение) – тем меньше эта кратность.

Первая гидромуфта была изобретена в 1902 году и установлена в 1907 году на скоростном судне. В 1928 году фирма Lysholm-Smith первой применила гидромуфту для автобусов. В 1940 году гидромуфтами стали оснащаться первые легковые авто Oldsmobile. А с 1946-47 годов гидромуфта стала применяться серийно в производстве автомобилей (США).

В настоящее время гидротрансформаторы широко используются на специальных грузовых шасси, предназначенных для изготовления коммунальной спецтехники, на городских автобусах, на вилочных погрузчиках и легковых автомобилях.

Популярность снабженных гидротрансформатором машин в зависимости от региона может очень сильно различаться. Так, на конец ХХ века в Западной Европе около 20% легковых автомобилей имели гидротрансформатор. Подавляющее большинство гидротрансмиссий средней и большой мощности в Европе разработано и строится фирмой Voith в Германии. В то же время в США их доля составляла порядка 80%. В последние годы из легкового автомобилестроения гидротрансформаторы вытесняются автоматизированными или «роботизированными» механическими коробками передач.

ГДТ позволяет устранить педаль сцепления, обеспечивает плавность разгона и, дополнительно, увеличивает крутящий момент при разгоне, а также позволяет двигателю работать во время остановки при включенной передаче.

Гидротрансформатор, как следует из названия, осуществляет гидравлическое сцепление между двигателем и автоматической коробкой передач. В отличие от механического сцепления в МКПП, ГДТ передает крутящий момент от ведущего вала ведомому не через механическое трение фрикционов, а посредством гидравлического давления масла, которым заполнен герметично закрытый корпус гидротрансформатора.

Сохранить ссылку

Чтобы в будущем быстро найти эту страницу, сохраните ссылку на нее в своей любимой социальной сети.